Кремль проваливается в новый мир
Хотя Россия дружно отвлеклась на Дзюбу, 2020 год продолжает бить все рекорды по числу исторических событий, которые несутся на нас подобно снежной лавине.
Те, кто пристально следят за сообщениями российских СМИ, последние дни вероятно глубоко озадачены, поскольку едва ли не главной их новостью стали сообщения об особенностях интимного досуга футболиста Артема Дзюбы и всего, что с этим связано. Одни его осуждают, другие (среди которых уже засветились не только поп-звезды, но и целый священник) поддерживают. Тема крутится так и сяк, словно обсуждать больше нечего.
Главные новости мировой и российской политики последних дней — поражение «нашего» Дональда Трампа и победа «врага России» (как считают в Кремле) Джо Байдена на президентских выборах в Америке; война между Азербайджаном и Арменией, которая, судя по всему, приблизилась к своей развязке — оглушительной победе Баку; непрекращающиеся протесты в Белоруссии; бушующие в мире и РФ ковид и экономический кризис; коллапс отечественной системы здравоохранения; растущие в стране смертность и безработица — все это ушло куда-то на второй план. Рассказ о помаструбировавшем разок Дзюбе на время оттеснил все эти важнейшие мировые и российские проблемы куда-то на периферию массового сознания россиян.
«Сексуальный» скандал, как бы это выразиться, высосанный второпях из пальца, пришелся как никогда кстати — он помогает властям прикрывать свои неудачи во внешней и внутренней политике наспех слепленной бульварщиной.
Тех, кому ажиотажа вокруг Дзюбы недостаточно, приглашают к другому контенту — криминальному. Сообщения СМИ о том, кто кого и зачем убил на просторах нашей Родины, посыпались как из рога изобилия. Естественно, подобные события в большей или меньшей степени происходят всегда. Вопрос в том, как, когда и в каких количествах они «подаются к столу» медиаресурсами.
Однако задача СМИ, как мы ее видим, состоит в том, чтобы вычленять из потока мутной информации действительно важные, а порой и судьбоносные события для страны и мира, и объяснять согражданам их реальные, а не мнимые причины.
Если рассматривать происходящее под таким углом, то важнейшие события международной жизни, непосредственно касающиеся, в том числе, России (в первую очередь ее правящего класса) это, например, победа на президентских выборах в США Джо Байдена. Как известно, его уже поздравили не только премьер-министр Канады Джастин Трюдо, ведущие европейские политики — канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, но, например, и президент пока еще пророссийского Казахстана Касым-Жомарт Токаев и даже глава не менее пророссийской Венесуэлы Николас Мадуро.
То, что в этом списке нет Владимира Путина, объясняется отнюдь не только формальными причинами (официально Байден еще не объявлен победителем выборов), но больше тем, что в Кремле победу демократа на президентских выборах в США рассматривают как свое поражение и пока не могут ни осознать причины произошедшего, ни смириться с ним.
Новый мир стучится в двери Кремля, и там еще не решили, как с ним дальше жить. Все это на самом деле выглядит так же иррационально, как и ликование российской элиты в 2016 году после известия о поражении Хиллари Клинтон на президентских выборах.
Что бы ни думали тогда насчет прихода в Белый дом Дональда Трампа кремлевские стратеги (что он им якобы чем-то обязан, или по тем или иным причинам он у них «под колпаком», или просто не могли нарадоваться тому, что человек столь близких им взглядов возглавил США) — все это от начала и до конца было глупостью. И этой глупостью в Кремле руководствовались при принятии решений.
Но Трамп в итоге — кем бы он ни был и чем бы не был обязан Москве — стал американским, а не российским президентом, во что до конца его срока, похоже, так и не смогли поверить кремлевские мудрецы. Отсюда их нынешнее глубокое разочарование.
Впрочем, Трамп, сидя в Белом доме, на радость Кремлю и вправду действительно здорово подорвал отношения Америки с ее давними друзьями и союзниками — Канадой, Мексикой, Евросоюзом, Японией. Но все имеет свое начало и свой конец. Конец Трампа в американской политике оказался скорым. Порушенное им будет быстро восстановлено его преемником.
Напомним, что одновременно «наш» Трамп торпедировал почти все принципиальные соглашения с РФ по ограничению ядерных и обычных вооружений, включая СНВ-3 и ДРСМД. Впрочем, здесь демократы возможно тоже довольно быстро исправят все зигзаги его политики.
А вот действия на украинском направлении и вообще вся политика на постсоветском пространстве со стороны новой американской администрации и впрямь могут стать гораздо более жесткими. И тут нынешняя глубокая задумчивость Кремля вполне понятна. «Ближнее зарубежье» все активнее отдаляется от Москвы, уходя из-под ее влияния.
Разгром Азербайджаном Армении в Нагорном Карабахе сужает возможности Кремля в Закавказье до минимума. По итогам этой войны Азербайджан превращается в региональную державу, наподобие Израиля, который, к слову, снабжал Баку своей новейшей военной техникой и вооружениями, в частности, современными беспилотниками.
Изменение статуса и региональной роли Азербайджана в свою очередь приведет к тому, что Баку, опирающийся также и на самую широкую и разнообразную помощь Анкары, перестанет быть младшим партнером Москвы. Да, собственно он уже перестает им быть.
Азербайджанский лидер Ильхам Алиев дал хоть и не прямую, но вполне прочитанную в Москве отповедь российскому МИДу, глава которого Сергей Лавров накануне заявил, что в Нагорном Карабахе действуют международные террористы. Это заявление Лаврова, вопреки тому, к чему мы привыкли в последние годы, было относительно мягким. Во всяком случае он не уточнил на чьей стороне воюют в Карабахе эти террористы. В былые годы ему бы осторожно ответил азербайджанский МИД, но сегодня Лавров удостоился решительной отповеди непосредственно от главы азербайджанского государства.
Таким образом в Закавказье Азербайджан все больше выходит из-под влияния Москвы. Напомним, что Грузия из-под него вышла еще в августе 2008, по результатам «блестящей» победы русского оружия в Южной Осетии. Недавние парламентские выборы в Грузии, где все пророссийские партии потерпели поражение, еще раз подтвердили этот факт. Неслучайно глава грузинского правительства Георгий Гахария, поздравляя Джо Байдена с победой на выборах, назвал его «давним другом» своей страны и написал в своем Twitter, что с нетерпением ждет «дальнейшего усиления стратегического партнерства США и Грузии».
В Закавказье у Москвы пока условно остается только Армения, которая как стало понятно в ночь на 10 ноября, де-факто капитулировала и теперь потеряет не только «пояс безопасности», захваченный у Азербайджана почти три десятилетия назад, но и значительную часть собственно Карабаха-Арцаха, включая знаковый и для армян, для азербайджанцев город Шушу.
Так и не получив в ходе этой войны серьезной помощи от России, Ереван теперь при любом правительстве будет рассматривать Москву как ненадежного партнера. В перспективе не исключен выход Армении из ОДКБ, что сделает этот номинально промосковский альянс еще более призрачным объединением, чем сейчас.
В качестве компенсации поражения Армении Москва получит своих миротворцев в зоне конфликта и отставку Пашиняна, которая выглядит неизбежной после ночного штурма возмущенной толпой здания парламента в Ереване.
Однако замена Пашиняна, к примеру, на бывшего президента этой страны Сержа Саргсяна, будет принципиальна только для Кремля, который опять демонстрирует неумение расставлять приоритеты. Потерянные Арменией в ходе войны территории эта рокировка не вернет. И армянский народ этого долго не забудет не только Пашиняну, но и России.
Москва так и не решилась на прямое столкновение с Турцией, которое было бы практически неизбежно, если бы Кремль попытался открыто вмешаться в эту войну на стороне Армении.
Ввод около двух тысяч российских миротворцев в Карабах после того, как Азербайджан силой захватил значительную часть того, что собирался вернуть, опять-таки будет значительным событием в основном для Кремля, но не для армян.
Пропагандистам на кремлевских телеканалах останется лишь продолжать убеждать российских зрителей в том, что в произошедшем виноваты сами армяне: не надо совершать «оранжевые революции», запускать к себе страшные «соросовские НКО», менять президентскую республику на парламентскую и избирать главой правительства «прозападного» Пашиняна. Вот если бы все этого не было, тогда бы…
Однако это на самом деле чистой воды вранье. Азербайджан начал бы свою военную операцию при любом армянском правительстве. Баку давно заявлял, что имеет на это все права. Саргсяну очень повезло, что это произошло не при нем. А Пашиняну, наоборот, не повезло.
Так или иначе, но по результатам второй Карабахской войны в Закавказье неизмеримо возрастает влияние не только Азербайджана, но и дружественной ему Турции. Роль же Москвы сокращается до минимума, причем вне зависимости от того, кто будет у власти в Ереване.
Однако штука в том, что все эти, и не только эти, провалы внешней политики Кремля — сущие семечки по сравнению с теми внутренними проблемами, которые нарастают в самой РФ. В России, например, сейчас катастрофически не хватает врачей.
Естественная убыль населения за сентябрь, по данным Росстата, выросла более чем вдвое по сравнению с сентябрем 2019 года — с 17,7 тысяч человек до 40 тысяч. По итогам 2020 года убыль населения в России, вероятно, превысит полмиллиона человек. Очевидно, что это происходит и в связи с пандемией, и в связи с тем, что все силы сейчас брошены на борьбу с ней и люди с другими заболеваниями теперь чаще умирают, поскольку медицинская помощь до них просто не доходит.
Когда в апреле–мае ежедневный прирост больных ковидом в России достиг 12 тысяч человек, был введен достаточно жесткий общенациональный карантин, людям были выплачены хоть какие-то пособия. Сейчас же, когда ежесуточный прирост зараженных COVID-19 приблизился к 22 тысячам, Владимир Путин уверяет, что подобные меры не нужны. Экономика, бизнес — это главное. Народ — второстепенное.
Кремль оказался лицом к лицу с неразрешимыми проблемами внутри страны. Например, он не может как по мановению волшебной палочки массово произвести на белый свет сотни тысяч квалифицированных врачей и медсестер. После мудрой «оптимизации» отечественной медицины, их уже просто нет. А те, что еще есть, от непосильной ноши, возложенной на них в пандемию, сами начали вымирать едва ли не быстрее своих пациентов. Кремлевским стратегам в этой ситуации остается имитировать какую-то общественно-полезную деятельность, но по большому счету, главным образом тихо ждать, когда, согласно знаменитому выражению доктора Мясникова, «умрут те, кому положено умереть»…
Мало того, что российские власти не могут сейчас справиться с нарастающими, как снежный ком внеше- и внутриполитическими проблемами. Проблема в том, что они еще даже не придумали как эти проблемы заретушировать (хотя раньше это неплохо удавалось). Потому пока раздувают на ровном месте «секс-скандалы» вроде того, что произошел с Дзюбой. Однако понятно, что это лишь временная мера и в качестве дымовой завесы позорных провалов страны надо придумать что-то более масштабное и долгоиграющее.
Неплохо было бы начать очередную операцию по спасению русских где-нибудь поблизости, но, как показала последняя Карабахская война, Кремль в такие игры играть уже не готов.
Долгое время нынешняя российская власть использовала для выпуска пара народного недовольства тему миграции. Вероятно, классикой здесь надо признать антимигрантскую кампанию 2013 года, когда словно по команде российские СМИ, депутаты и госчиновники виртуозно перевели накопившиеся в обществе антисеверокавказские настроения (то есть, по преимуществу, направленные против российских граждан) в антимигрантские. Был принят закон, упрощающий административное выдворение трудовых мигрантов и за последующие два года из страны по этой упрощенной схеме вышвырнули более полумиллиона человек, по преимуществу выходцев из Средней Азии.
Однако сегодня такой сценарий уже маловероятен — просто потому, что из-за девальвации рубля мигранты сами все меньше стремятся в Россию. В ней уже ощущается реальная нехватка рабочих рук в сфере ЖКХ и строительства. А значит, «порадовать» соотечественников массовыми депортациями мигрантов тоже вряд ли получится.
Не забудем, что в 2021 году в России должны состоятся выборы в Госдуму. И пройдут они на фоне всех тех проблем, которые были перечислены выше, ведь к тому времени они вряд ли рассосутся сами собой.