QR-коды остановят заводы в Петербурге?

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Обязательная вакцинация толкает рабочих на забастовки. Недовольство, впрочем, стоит обращать вовсе не на начальников, считают профсоюзники.

Туманные директивы Роспотребнадзора об обязательной вакцинации раскололи работников и работодателей-промышленников Петербурга. Первые требуют свободы выбора. Вторые, из страха перед штрафами, — послушания. Кое-где назревает бунт, но до массовых забастовок, по-видимому, не дойдет — ради зарплаты придется смириться.

Витиеватое принуждение

На одном из петербургских предприятий едва не вспыхнула забастовка. Рабочие недовольны: начальство настаивает на массовой вакцинации. Любым противникам антиковидного укола указывают на выход — отстранение от работы без сохранения заработной платы. Такой инструмент предоставил бизнесу Роспотребнадзор, чтобы добиться весомых показателей вакцинации — 80% сотрудников в сфере промышленности. Срок — до 15 января.

«На одном из предприятий действительно люди готовы были объявить забастовку. Мы объяснили, что, может, работодатель и не хотел бы этого делать. Не его вина. Не на него надо давить», — рассказал председатель профсоюза «Рабочая ассоциация» Игорь Темченко, добавив, что недовольных удалось урезонить.

На кого все-таки давить? Ответ подразумевается. Требования составлены Роспотребнадзором. И хотя вакцинация, по смыслу и букве закона, не может быть принудительной, контрольные ведомства создают фактическую видимость директивности, которая сковывает и работодателей, и подчиненных. В правовых документах звучат формулировки «обеспечить проведение профилактических прививок», «принять исчерпывающие меры», «руководители организаций <…> несут ответственность» и далее в том же духе.

«В пункте 1 постановления главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу Наталии Башкетовой содержится положение, которое, если внимательно изучить его с точки зрения русского языка, означает, что она вовсе не берет на себя ответственность обязать граждан соответствующих категорий вакцинироваться. С одной стороны, упоминается возможность вакцинации по медицинским показаниям. С другой стороны, на деле разделение в документе идет по профессиональным группам, что сделано вне компетенции санитарного врача. Это первое, — объяснил адвокат Виктор Дроздов. — Второе — посмотрите на формулировку „обеспечить проведение профилактическим прививок <…> категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации“. Заметьте, она не говорит, что перечисленные профессиональные группы подлежат обязательной вакцинации. Что за группы и почему они подлежат обязательной вакцинации, в постановлении не упоминается. Во всяком случае мне непонятно. По закону обязательная вакцинация невозможна».

Однако СМИ как один заявляют о принудительной процедуре, чиновники грозят работодателям штрафами от 300 тыс. до 1 млн рублей и закрытием на 1,5 месяца, а начальство предупреждает несговорчивых сотрудников об отстранении.

Сорванный бунт

Правовая неопределенность не мотивирует бизнес задуматься, стоит ли остановиться и не форсировать темпы вакцинации. Приходится смириться, причем решаются теперь только формальные вопросы, например, что делать с переболевшими сотрудниками.

Обращения циркулируют в рабочих чатах. Некоторые официальные бумаги доходят и до самого Роспотребнадзора. На фоне неопределенности профильный комитет из Смольного 19 ноября ответил на самые популярные вопросы.

Оказалось, что в норматив 80% включены только привитые работники, и любой переболевший в последние полгода не считается таковым. Тем временем врачи на местах нередко отказывают горожанам, недавно перенесшим инфекцию, получить заветный укол. Как быть с этой проблемой, администрация умалчивает. Привитых иностранным препаратом также не признают.

«По моим наблюдениям, не желают вакцинироваться примерно 40-45% работников. Люди просто не хотят. Не доверяют то ли правительству, то ли самой вакцине. Но работодатель — тоже заложник ситуации! Мне кажется, что нет его вины. Требование отстранять работников придумал не он», — возмутился Игорь Темченко.

Такое же мнение озвучил коллега Темченко — глава профсоюзов судостроительной отрасли Сергей Максименко. Он уверен: раз инструмент отстранения от работы предоставлен бизнесу законодательно, то и жаловаться на «самодурство» начальников не стоит. Такова объективная реальность.

«Фактор противоречия имеет место. Знаете, как в боевой обстановке: потеряли троих, но сохранили сто человек. Система, к сожалению, вынуждает приходить к таким решениям», — отметил председатель территориальной организации Петербурга и Ленобласти Общероссийского профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники.

По его словам, темпы вакцинации на предприятиях разные: где-то пока что 40%, где-то — половина штата.

«Работникам надо зарабатывать. Никто же не хочет, извините меня, оказаться за пределами предприятий без заработной платы — на законных, кстати, основаниях. Я уверен, что все привьются. Доход — главная мотивация», — заявил профсоюзник.

Тем временем о реальных случаях забастовок в Петербурге пока не сообщается. Бунт молчаливый, кулуарный, на словах. Недовольным, по-видимому, придется смириться и сделать заветный укол, считают опрошенные эксперты. Так что заводы, может, и не встанут, но осадок наверняка останется. И иммунитет — хотя и временный.

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»