Что будет с белорусским рынком труда
Белорусское государство находится в уникальной ситуации, ведь пока наши соседи после развала СССР активно занимались деиндустриализацией, уничтожая заводы и фабрики в наивной надежде, что добрый забугорный спонсор все им построит и сделает счастливыми и благополучными, в Беларуси не только сохраняли и развивали промышленность, но и сохранили образование.
И теперь, когда глобализация стала трещать по швам, а молодежь из стран, где промышленность разрушили, а новая не появилась, устремилась искать себе работу на чужбине, оказалось, что без промышленности не бывает науки, образования и цивилизованной культуры.
Вместо культуры производства, искусства и творчества приходит культура уголовная, когда население для выживания готово на любые действия ради выживания. Некоторые постсоветские страны стали лидировать по самоубийствам и алкоголизму.
В итоге страны так стремившиеся приобщиться к цивилизации остались и без рабочих мест и рабочих кадров и без системы профессионально-технического образования.
А при крушении глобализации, выяснилось, что жить за счет природной ренты или печатного станка долго тоже невозможно. А лихорадочные попытки восстановить промышленное производство сталкивается с нехваткой профессиональных кадров.
Украина своим близким и дальним соседям на некоторый период помогла решить эту проблему своими гражданами, которые устремились в поисках работы. И некоторые страны уже стали гордиться своим экономическим ростом, получив сразу несколько миллионов человек в качестве дешевой рабочей силы. И одновременно переживать, чтобы эти работники не устремились дальше на Запад в поисках более высоких доходов.
В это же время в Беларуси на протяжении многих лет, заигрывая с либеральными реформами, мало занимались контролем трудовых ресурсов, потому власти слабо представляли, где работают белорусы, сколько зарабатывают и какие можно делать прогнозы на рынке труда на ближайшую перспективу.
Тогда и была предпринята первая попытка систематизировать рынок труда в Беларуси. Та попытка, когда белорусам рассылали “письма счастья” предлагая поучаствовать в финансировании государственной казны, была признана неудачной.
Очередные законодательные акты, где нигде не работающий белорус, являясь собственником жилья должен доплатить государственные субсидии, стал более либеральным. Но главная проблема все же решена. Теперь белорусские власти получили представление о том, где работают белорусы, в стране или за рубежом и какие доходы получают.
Параллельно решена проблема приобщения к цивилизованному рынку труда самозанятым, которым назначены весьма доступные налоги на виды деятельности в сфере услуг, а также получила импульс ремесленная деятельность.
И теперь становится понятно к чему готовиться, как формировать уровень доходов населения ввиду внешнего давления на белорусский рынок труда. Ведь сегодня как никогда нашим соседям понадобилась квалифицированная рабочая сила и, имея обильные природные ресурсы или возможность печатать валюту, они способны платить зарплаты более высокие, чем сформировались в Беларуси.
Белорусским властям остается только разработать четкую стратегию по стимулированию роста зарплат у белорусов, отлично понимая, что это может привести к росту продаж импортных товаров, что ударит не только по торговому балансу, но и по белорусским предприятиям.
Естественно, что такой рост доходов заставит правительство брать новые кредиты на покрытие разницы торгового баланса, а это не может продолжаться бесконечно, ведь печатать валюту или получать ее в достаточном количестве за счет продажи сырья мы не имеем возможности.
Тут можно было бы рассмотреть вопрос о стимулировании белорусских продавцов реализовывать только продукцию белорусского производства через отмену или кардинальное снижение налогов. Вполне целесообразно будет ввести регрессивную шкалу взносов в ФСЗН на промышленных предприятиях, чтобы ставки снижались с ростом выплаченных зарплат.
Пора перенимать опыт зарубежных стран в области кредитования реального сектора экономики, когда банки выделяют средства для развития и модернизации не под ссудный процент, а в качестве акционеров заводов и фабрик. В этом случае банк получает долю прибыли предприятия и заинтересован в успешном бизнес-процессе, а не только в возврате средств и ссудном проценте.
Контролирующим органам стоило бы на регулярной основе производить контрольные закупки на рынках и в магазинах для выявления импортных товаров, качество которых не соответствует сертификатам или товары попали в Беларусь нелегально.
Пришло время вычистить белорусский рынок от товаров низкого качества, опасных для экологии. Чтобы эти товары, попав на мусорные полигоны, не отравляли экологию Беларуси.
Весь импорт, который попадает в Беларусь, должен быть примером для белорусских производителей, как по качеству, так и по экологическим стандартам безопасности.
Иначе, белорусские производители неизбежно проиграют конкурентную борьбу контрафактной и контрабандной продукции, которая часто производится с нарушением всех цивилизованных норм и правил.
Нерешительность в отстаивании своих интересов может привести к потере не только рабочих кадров, но и деградации всей белорусской промышленности, науки и образования.