Порочная система

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Ничто так не выдает неофита среди болельщиков в фигурном катании, как фраза «Смотрите, ей всего 15, а она уже прыгает четверной!»

Я уже писал об этом несколько лет назад, но ситуация снова и снова повторяется. Напомню тем, кто далек от всего этого — у фигуристок есть особый момент в их развитии, то, что в англоязычном мире называется sweet spot. Это возраст, когда их физические кондиции уже позволяют хорошо отталкиваться, но пубертат еще не наступил, и тело все еще остается детским — легким и компактным. Эффект сильнее, если при этом девочка небольшого роста.

У большинства девушек организм начинает меняться в 13-15 лет — они набирают вес, меняются формы, происходит гормональный сдвиг, влияющий в т. ч. и на психологию. Для многих фигуристок карьера на этом заканчивается, во взрослый спорт они так и не переходят. Но бывает, что половое созревание приходит позже — в этот период, 15-16, реже 17 лет, они как фигуристки выходят на пик своей формы. В этот момент, если они хорошо подготовлены, они могут прыгать и три квада (четверных прыжка) за выступление. Потом, конечно, природа возьмет свое, и в 18 эта же девушка не сможет прыгать четверные вообще. То есть достижение это носит временный характер.

Этери Тутберидзе, конечно, тренер выдающийся, но все же суть ее подхода — находить вот таких вот девочек, натаскивать их максимально на конкретный возраст, а потом, когда фигура начинает меняться — выбрасывать их на помойку. На языке фигурного катания это звучит как «перешла к другому тренеру». А что им еще остается делать, если больше они ничего не умеют и в 18 лет остаются на обочине?

Первой в этом ряду была Юлия Липницкая. Да еще как удачно — пик ее формы пришелся на ОИ в Сочи, где она стала чемпионкой в командных соревнованиях. Липницкой тогда было 15, и отечественные СМИ просто сходили с ума в поисках эпитетов, способных выразить их восторг. Самым употребительным был «гениальная» во всевозможных вариациях. Сейчас Юле 23 и ее уже даже не все помнят.

Вот вы знаете, что с ней было потом, после Олимпиады? Если нет, я расскажу. У Липницкой началось половое созревание, она прибавила в весе, изменились пропорции. На этом фоне развился конфликт с Тутберидзе, и она ушла у Урманову. Но достичь своей прежней формы она уже не могла. Это привело к нервному срыву, депрессии и попытке похудеть во что бы то ни стало. Как следствие — анорексии, от которой она три месяца лечилась в клинике в Европе. После чего она приняла решение завершить карьеру. На тот момент ей было 19 лет.

После Липницкой была Медведева, потом Загитова. Обеих тоже причисляли к «гениям», обе уже тоже завершили карьеру. Загитовой, если что, сейчас 19 лет. Потом настал черед «гениальных» Трусовой и Щербаковой. В свои 17 они продолжают выступать, но статус главного гения уже перешел к Валиевой. Впрочем, ненадолго — через полгода Софье Акатьевой исполнится 14, ее допустят (видимо) к ЧР и эта сказка про белого бычка начнется заново.

Как видите, «гении» на пьедестале сменяются с калейдоскопической скоростью. Это буквально халифы на час. Срок твоего сияния — два года. Если на них пришлась Олимпиада — считай, повезло. Рекорды прошлого по числу побед (Слуцкая выигрывала чемпионат Европы 7 раз, Соня Хени и Катарина Витт — по шесть) сейчас невозможны. Все уперлось только в квады. Пока ты можешь их прыгать — ты кого-то интересуешь.

Но это только вершина айсберга. Внизу, там, под сгорающими за мгновение звездами — десятки девушек, которые никогда и не получат свой шанс, потому что не успели выйти на необходимый уровень до пубертата. Их судьба вообще никого не волнует. А ведь среди них немало тех, кто мог бы засиять куда ярче, если бы им дали время.

Помимо понятной этической проблемы весь этот конвейер провоцирует на вещь посерьезнее, близкую к преступлению. У тренеров юных фигуристок очень велик соблазн расширить этот sweet spot, чтобы получить больше времени на подготовку. Сделать это можно двумя способами — ускорив наращивание мышц в «девочковом» возрасте и отстрочив наступление полового созревания. К сожалению, современная фармакология способна «посодействовать» в обоих случаях.

Я никого не буду обвинять, но очевидно, что рано или поздно это ружье выстрелит. Собственно, обвинения в этом уже раздавались, но скандалы заминали. Хотя конкретно для Тутберидзе в этом нет большого смысла — ей пока проще менять девочек, как перчатки, отправляя созревающих на свалку истории фигурного катания.

Но на мой взгляд, эта система глубоко порочна и отправить на свалку нужно именно ее. Летом будет обсуждаться вопрос о повышении возрастного ценза для фигуристок до 17 лет. На мой взгляд, нужно идти еще дальше, и запрещать участвовать во взрослых соревнованиях до 18-ти. Чтобы между собой соперничали взрослые женщины, и стимула рушить их жизнь ни у кого не было. Вот тогда мы и увидим настоящих, а не сиюминутных, гениев, тогда появятся настоящие легенды, которых сейчас нет. Вот только тогда станет ясно, у кого техника и артистизм, а у кого просто пубертат задержался.

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»