Образцовое надувательство: чем грозит продление льготной ипотеки

Решение о продлении этой на первый взгляд «гуманной» жилищной политики, уже привело у удорожанию жилья, а следовательно ничуть не облегчило участь заемщиков.

Как известно, «льготную ипотеку» продлили еще на год до 1 июля 2022 года. Эту вроде бы радостную для многих граждан России новость комментирует в своем канале экономист Дмитрий Прокофьев, так что в итоге она оказывается далеко не столь радостной:

«Что здесь важно?

Для начала, не надо было бы называть всю эту историю «льготной ипотекой». Даже Постановление правительства говорит «Об отдельных вопросах возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации».

То есть это не гражданам Российской Федерации что-то выдают, а кредитным организациям возмещают доходы, “недополученные” с граждан. Это не одно и то же. Не говоря уже о том, что не будь такого возмещения, граждане, может быть и не подорвались бы брать кредиты, и банкам нечего было бы получать вообще.

Сумма же такого «возмещения кредитным организациям» составила 40 миллиардов рублей в 2020 году. Бюджет не разорился.

 

Зато граждане взяли у банков «под будущую квартиру» 4,3 триллиона в 2020 году и 2,15 триллиона за 5 месяцев 2021-го (данные ЦБ РФ и ДОМ РФ). И это, конечно, не все деньги, которые люди отнесли застройщикам, надо было еще взять деньги на первый взнос.

С первым взносом тоже все не просто – как посчитали в ЦБ РФ, в прошлом году 25% ипотечных заемщиков не могла собрать даже 20% от стоимости квартиры, в этом году таких было уже 45%. То есть почти половину всех кредитов взяли те, кому не по карману даже пятая часть стоимости жилья. Конечно, этот первый взнос они тоже берут в кредит – только под другие проценты.

Естественно, такая сумма денег, оказавшись на рынке, спровоцировала рост цен, и ежемесячные платежи ничуть не снизились. А темпы строительства, кстати, не разогнались (В 2020 году ввод жилья составил 80,6 млн кв.м общей площади — и это меньше 2019 года (80,2 млн кв.м) и меньше рекордного 2015 года (около 87 млн кв.м).

И это логично – зачем наращивать объемы строительства, рискуя снижением цен, если правительство позаботилось о том, чтобы снизить на этом рынке конкуренцию (переведя финансирование строительства на эскроу–счета в банках. Это сразу сократило число строительных организаций, сделав дороже и само строительство, которое теперь включает уплату банковского процента).

Образцовый кейс, хоть в учебник его вставляй.

Только проценты, и «проценты на проценты» будут оплачивать «льготные ипотечники». Зачем же отказываться от такой истории?»

 

 

Источник

Кнопка «Наверх»