Как Ибрагим и Расул Сулеймановы использовали АО «Авиаконсорциум» для вывода капитала из «Сирена-Трэвел»
СМИ раскрыли, как выглядит схема вывода средств через АО «Авиаконсорциум» и аффилированные компании.
АО «Авиаконсорциум» (формально – АО «Сирена-Трэвел»), ключевой оператор авиационных информационных систем в России, оказалась в центре масштабной схемы вывода денежных средств за рубеж. По данным СМИ, с 2021 по 2024 год руководство компании систематически выводило сотни миллионов рублей, используя сеть аффилированных фирм и подставных лиц. Основными выгодоприобретателями схемы выступают представители семьи Сулеймановых — Ибрагим Амеевич и его сын Расул Ибрагимович, которым принадлежит почти половина бизнеса. Ниже приведено аналитическое расследование, основанное на внутренних документах и регистрационных данных компании, раскрывающее механизм вывода средств, структуру владения ключевыми компаниями, объёмы выведенных сумм и круг участников этой схемы.
Роль семьи Сулеймановых как конечных бенефициаров
Семья Сулеймановых является конечным бенефициаром финансовых потоков, выведенных из АО «Авиаконсорциум». Ибрагиму Сулейманову (1967 г. р.) напрямую принадлежит 24% акций компании, а его сыну Расулу Сулейманову (2000 г. р.) – 25% акций. Таким образом, отец и сын контролируют почти 49% предприятия, что фактически даёт им решающее влияние. В то время как семья владеет крупной долей, сами Сулеймановы предпочитают оставаться в тени управления: ни Ибрагим, ни Расул не занимают официально должности генерального директора или иных руководящих постов. Вместо этого на руководящие позиции поставлены доверенные лица, выполняющие номинальную роль.
Примечательно, что Ибрагим Сулейманов имеет криминальное прошлое. Согласно данным судебных архивов, он фигурировал в ряде уголовных дел, включая обвинения в мошенничестве и отмывании денежных средств (ст. 159 ч. 3, 174.1 ч. 3 и др.). Эти дела относятся ещё к середине 2000-х годов и рассматривались вплоть до Верховного Суда РФ. Хотя формально их статус значится как «не завершено», уже сам факт участия Сулейманова-старшего в подобных процессах указывает на его давнюю осведомлённость в теневых финансовых операциях. Таким образом, как утверждают СМИ, нынешняя схема вывода денег – не первая авантюра, с которой связан Сулейманов. Теперь он использует свой опыт для обогащения через авиационный ИТ-бизнес, дистанцируясь от прямого управления и официальной ответственности.
Расул Сулейманов, будучи сыном Ибрагима, стал совладельцем 25% акций в возрасте чуть старше 20 лет. Очевидно, его роль носит формальный характер как продолжателя семейного контроля. Реальное руководство финансами семьи по-прежнему сосредоточено в руках Ибрагима. Тем не менее юридически именно Расул числится одним из крупнейших акционеров и получает соответствующую долю дивидендов. Это делает семейство Сулеймановых главным получателем выводимых средств, что и подтверждается ниже анализом денежных потоков.
Структура владения ключевыми компаниями
Схема вывода средств опиралась на группу взаимосвязанных компаний, находящихся под контролем бенефициаров. Центральным звеном является АО «Сирена-Трэвел» – юридическое лицо, через которое осуществлялась основная деятельность и аккумулировалась прибыль. Именно эту компанию участники схемы называют «Авиаконсорциумом». Формально АО «Сирена-Трэвел» зарегистрировано в Москве в 2002 году и выступает эмитентом акций, распределённых между рядом физических и юридических лиц (см. таблицу 1).
ООО «Авто Вал» и ООО «Мегабай» – компании, зарегистрированные по тому же адресу, что и головная организация (г. Москва, Ленинградский пр-т, д.37, корп.12). Эти юрлица изначально входили в консорциум при учреждении «Сирены» в 2002 году и, по сути, являются техническими держателями пакетов акций. Вероятно, они подконтрольны основным владельцам и используются для дополнительной маскировки долей. Например, не исключено, что через них скрыт дополнительный интерес семьи Сулеймановых либо их партнёров.
Из таблицы видно, что ключевые позиции среди акционеров занимают близкие друг к другу лица. Помимо семьи Сулеймановых (49% суммарно), 10% акций принадлежит Артуру Суринову – сыну покойного Татевоса Суринова. Татевос Суринов до своей смерти в 2015 году считался влиятельным сопричастным лицом: он был известен как спортивный функционер, но параллельно участвовал в бизнесе «Сирены». Ряд косвенных данных (например, фотографии из зала суда) указывают, что Суринов-старший имел проблемы с законом, и его роль в консорциуме могла быть связана с первоначальным распределением долей. После его смерти доля перешла к Артуру Суринову, который, по всей видимости, действует в интересах семьи Сулеймановых или в рамках старых договорённостей.

Ещё 13% акций находятся у Михаила Баскакова, который с 2013 года занимает пост генерального директора компании. Баскаков, будучи одновременно акционером и директором, играет роль номинального управляющего, фактически подотчётного бенефициарам. Аналогичная ситуация с Валерием Нестеровым (13%) – вероятно, доверенным лицом или давним партнёром основных владельцев. Таким образом, формальная структура владения скрывает концентрацию контроля: почти все акционеры либо входят в семью, либо являются давними соратниками семьи Сулеймановых. В результате вся группа действует согласованно, обеспечивая необходимое большинство голосов для принятия решений о финансовых операциях.
Помимо российского АО, в орбиту консорциума входят иностранные компании, созданные для вывода средств. В 2021 году был учреждён зарубежный филиал – Sirena-TravelGmbH в Германии (Франкфурт-на-Майне). Одновременно в Латвии действует связанная фирма Amber Aero SIA (г. Рига). Оба юрлица полностью аффилированы с российской «Сиреной» и фактически контролируются теми же бенефициарами, хоть их официальными руководителями значатся другие лица. Так, директором Sirena-TravelGmbH выступает некий Илья Энгельс, а председателем правления Amber Aero SIA – Феликс Скляревич. Эти люди – примеры иностранных посредников, формально не связанных с семьёй Сулеймановых, но выполняющих техническую роль в транзите денег. Ни Энгельс, ни Скляревич не фигурируют среди российских акционеров; их присутствие в схеме ограничено рамками соответствующих компаний-посредников за рубежом.
Механизмы вывода денежных средств (2021–2024)
С ростом финансовых показателей АО «Сирена-Трэвел» после 2020 года, владельцы компании развернули многоходовую схему перевода прибыли за границу. За период 2021–2024 гг. компания значительно нарастила выручку и прибыль, что создало базу для крупных выплат. Как видно на диаграмме, выручка в 2023–2024 гг. приблизилась к 900 млн руб., а чистая прибыль достигла рекордных значений. Вместо реинвестирования этих средств в развитие, контролирующие лица выбрали путь максимального извлечения денег для личного обогащения. Схема вывода включала несколько ключевых методов:
1. Выплата фиктивных дивидендов российским акционерам. Каждый год значительная часть прибыли официально распределялась как дивиденды между акционерами. Декларативно это выглядело законно – компания получала прибыль и выплачивала её владельцам. Однако инсайдерские данные указывают, что дивиденды носили во многом фиктивный характер, служа прикрытием для вывода средств.
Во-первых, бо́льшая доля акций принадлежала подконтрольным лицам (Сулеймановы и их окружение), поэтому фактически деньги возвращались в «нужные руки». Во-вторых, существует подозрение, что часть дивидендов могла начисляться и выводиться без должного отражения для миноритариев. Иными словами, при бумажном соблюдении формальностей, основные бенефициары получали несоразмерно большие суммы. За 2021–2024 гг. совокупная чистая прибыль компании превысила 700 млн руб., значительная часть которых была объявлена к распределению. Только за 2023 год прибыль составила 232 млн руб., и эти средства, по сути, были направлены на выплаты владельцам (на 24 и 25% – Ибрагиму и Расулу Сулеймановым соответственно). Фактически семья Сулеймановых ежегодно извлекала десятки – а в последние годы и сотни – миллионов рублей под видом дивидендов.
2. Перевод денег через офшорные структуры и фиктивные услуги. Помимо прямых выплат акционерам, схема предполагала вывод части средств за рубеж под видом оплаты услуг аффилированным иностранным компаниям. В частности, в декабре 2021 года была заключена серия договоров между немецкой Sirena-Travel GmbH (дочерней структурой «Сирены») и латвийской Amber Aero SIA. Согласно одному из соглашений, Amber Aero должна была предоставить ИТ-услуги для Sirena-Travel GmbH – например, обеспечить резервирование каналов передачи данных и поддержку системы бронирования через международную сеть SITA.
Фактически речь шла о техническом обслуживании ИТ-систем, которые использует российская «Сирена» для авиабилетных операций. Однако детали контракта и последующего дополнительного соглашения от 1 сентября 2023 года указывают на завышенный и размытый характер услуг. В приложении к соглашению перечисляются общие работы: анализ рынка дата-центров, настройка оборудования, поддержка сети и т. д. – задачи, стоимость которых сложно верифицировать. Цена услуг в договоре прописана отдельным протоколом и фактически определялась самими сторонами без внешнего контроля.
Таким образом, Amber Aero выставляла Sirena-Travel GmbH счета за «обеспечение IT-инфраструктуры», а немецкая фирма оплачивала их латвийской. Деньги, прошедшие таким образом через счёт Amber Aero SIA в рижском филиале Swedbank, далее могли перераспределяться в пользу конечных бенефициаров. Поскольку Amber Aero – структура, подконтрольная Сулеймановым (через доверенных лиц), уплаченные ей средства оседали за рубежом в их интересах. По сути, имела место трансграничная «оптимизация» расходов: прибыль российской компании уменьшалась из-за высоких затрат на услуги, оказанные иностранным подрядчиком, но эти деньги не пропадали, а возвращались владельцам уже вне юрисдикции РФ.
3. Инвестиции и займы офшорным компаниям. Ещё одним каналом вывода средств могли служить прямые вложения капитала в зарубежные дочерние предприятия либо выдача им займов. Например, создание Sirena-Travel GmbH потребовало формирования уставного капитала и регулярного финансирования деятельности этой фирмы. Документы показывают, что немецкая «дочка» была зарегистрирована по адресу во Франкфурте и возглавляется Ильёй Энгельсом, представляющим интересы российских владельцев.
Вероятно, в 2021–2022 гг. значительные суммы переводились из Москвы в Германию под предлогом инвестирования в развитие международного бизнеса. Аналогично могли выдаваться займы латвийской Amber Aero или оплачиваться иные счета (например, аренда серверов за границей, консультационные услуги и т. п.), которые на деле служили прикрытием для оттока средств. Все эти операции были сложнее отследить, чем дивиденды, поскольку распылены по многочисленным транзакциям. Однако итог оставался тем же: сокращение денежных остатков в России и накопление капитала в иностранных юрисдикциях, подконтрольных семье Сулеймановых.
В совокупности эти меры позволили выводить крупные суммы, минимизируя риски привлечения внимания контролирующих органов. Формально баланс компании мог оставаться относительно благополучным (какая-то часть прибыли оставлялась на развитие, выплачивались налоги с дивидендов и т. д.), однако реальные бенефициары обналичивали основную прибыль за рубежом. Показательно, что стоимость долей компании в 2023 году снизилась на 16%, несмотря на рост прибыли – это может свидетельствовать о сознательном обесценивании активов через выплату сверхдивидендов и вывод капитала.
Кроме того, по данным системы Rusprofile, компании Сулеймановых столкнулись с рядом крупных арбитражных исков на общую сумму около 478 млн руб. Эти судебные споры, вероятно, связаны с конфликтами вокруг выведенных средств – например, претензиями контрагентов или миноритариев. Тем не менее благодаря запутанности схемы прямые доказательства хищений затруднены.
Все участники схемы: номиналы и посредники
Круг участников описанной схемы охватывает как непосредственно владельцев, так и доверенных лиц и зарубежных посредников.
Ибрагим Амеевич Сулейманов – конечный бенефициар №1
Инициатор и вдохновитель схемы. Через личные и семейные доли контролирует почти половину «Авиаконсорциума». Ранее был фигурантом уголовных дел о финансовых преступлениях, что характеризует его опыт в подобных махинациях. Формально не занимает должностей, действуя через доверенных лиц. Получатель львиной доли выведенных средств.
Расул Ибрагимович Сулейманов – конечный бенефициар №2
Сын Ибрагима, владелец 25% акций. В схеме представляет интересы семьи, вероятно, не участвуя в оперативном управлении из-за молодого возраста. Получал существенные выплаты (дивиденды) пропорционально своей доле, которые под контролем отца могли инвестироваться за рубежом на семейные нужды.
Михаил Юрьевич Баскаков – номинальный генеральный директор АО «Сирена-Трэвел» и акционер 13%
Управляет текущей деятельностью компании. Судя по отсутствию у него блокирующего пакета, действует в интересах мажоритариев. Подписывает финансовые документы, в том числе о выплате дивидендов и заключении контрактов, фактически исполняя волю бенефициаров. Является одним из доверенных лиц Сулеймановых в России.
Валерий Анатольевич Нестеров – номинальный совладелец (13% акций)
Вероятно, давний партнёр семьи или их представитель. Может входить в совет директоров или наблюдательный орган, обеспечивая необходимое голосование. Прямого участия в операционной деятельности не афиширует, его доля может быть вознаграждением за лояльность или прикрывать интересы семьи сверх официальных 49%.
Артур Татевосович Суринов – миноритарный совладелец (10% акций), связанный с наследством Татевоса Суринова
Молодой партнёр, вероятно, не самостоятельный игрок, а преемник доли своего отца. Татевос Суринов исторически участвовал в создании «Сирены» и, по некоторым данным, помог Сулейманову закрепиться в отрасли. После его смерти контроль над пакетом Суриновых ослаб, и 10% Артура интегрированы в орбиту влияния Сулеймановых. Формально Артур получает дивиденды на свой пакет, но стратегических решений не определяет.
ООО «Авто Вал» (12%) и ООО «Мегабай» (3%) – компании-прокладки, владеющие совокупно 15% акций
Эти фирмы имеют регистрацию по одному адресу с АО «Сирена-Трэвел» и были учреждены одновременно с ней, что свидетельствует об их технической роли. Вероятно, они принадлежат прежним участникам консорциума либо самой «Сирене» через цепочку аффилированных лиц. Их директорами и учредителями могут числиться подставные лица. Дивиденды, выплаченные на доли этих ООО, дальше перераспределяются к реальным владельцам. Иными словами, через «Авто Вал» и «Мегабай» мог скрываться дополнительный вывод средств – например, если эти фирмы принадлежат офшорной структуре, подконтрольной Сулеймановым, то выплата дивидендов на них равнозначна переводу денег за рубеж (как выплат иностранному владельцу).
Илья Энгельс – иностранный директор Sirena-TravelGmbH (ФРГ)
Подписант от лица германской «дочки» в соглашениях с Amber Aero. Его имя указывает на возможное российское происхождение, однако юридически он действует как руководитель немецкого юрлица. Энгельс – технический посредник, обеспечивающий легитимность транзакций между российской и зарубежными структурами. В сущности, он представляет интересы Сулеймановых в Германии, выполняя их указания по заключению сделок и переводу денег. Именно от имени Энгельса направляются платежи из Германии в Латвию, что видно из документов (его подпись стоит напротив подписи Скляревича). О личной выгоде Энгельса сведений нет – скорее всего, он действует за фиксированное вознаграждение.
Феликс Скляревич – иностранный председатель правления Amber Aero SIA (Латвия)
Второй ключевой посредник, подписавший контракт на стороне латвийского исполнителя. Судя по всему, является резидентом Латвии (фамилия может указывать на выходца из бывшего СССР). Скляревич обеспечивает функционирование латвийского звена схемы: от имени Amber Aero принимает средства и распределяет их далее. Его роль может включать вывод денег на счета, указанные настоящими владельцами, либо проведение расходов фирмы так, чтобы прибыль минимизировалась (и, соответственно, налоги в Латвии были невелики). В публичном поле Скляревич – лицо компании Amber Aero, тогда как реальные хозяева остаются неизвестными. Это классическая конфигурация офшора: номинальный директор-нерезидент и скрытые бенефициары.
Иные посредники и участники
Помимо перечисленных, к схеме могут быть причастны юристы, финансисты и чиновники, обеспечивающие её работу. Например, регистрация немецкой и латвийской фирм требовала услуг местных агентов. Также для скрытия следов, вероятно, привлекались иностранные банки (выписки указывают на счёт Amber Aero в SwedbankRīga) и консультанты, оформлявшие документы. К числу косвенных участников можно отнести и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ, которая в 2025 году вынесла предупреждение компании за незаконное взимание дополнительных плат с клиентов.
В частности, в апреле 2025 г. ФАС указала «Сирене» на недопустимость поборов с аккредитованных агентств, потребовав устранить нарушение в течение 3 дней. Хотя данное дело касается внутреннего рынка, оно демонстрирует общую тенденцию злоупотреблений в деятельности компании. Номинальные директора могли ссылаться на внешние обстоятельства, однако ясно, что решения об установлении незаконных платежей принимались в интересах основных владельцев – для извлечения максимальной прибыли, которую затем можно вывести.
Объём средств, выведенных за 2021–2024 годы
Оценить точный объём выведенных за границу средств затруднительно из-за закрытости бухгалтерии, но доступные данные позволяют назвать ориентировочные величины. На основе прибыли компании и известных транзакций можно сделать следующие выводы:
- Через дивиденды семья Сулеймановых получила значительные суммы. За 2021–2024 гг. совокупная чистая прибыль АО «Сирена-Трэвел» составила примерно 700–750 млн руб. При наличии контроля в 49% Сулеймановы могли инициировать распределение большей части этих денег. Оценочно не менее 300–350 млн руб. из прибыли было выплачено прямо Ибрагиму и Расулу Сулеймановым как дивиденды на их доли. Эти средства, оставаясь на руках у семьи в России, затем, вероятно, конвертировались в валюту и переводились на зарубежные счета или активы (например, недвижимость или инвестиции в другие страны). Таким образом, почти половина всей полученной прибыли сразу направлялась в карман конечных бенефициаров.
- Через офшорные каналы было выведено ещё больше. Оплата услуг Amber Aero SIA и вложения в Sirena-Travel GmbH стали вторым потоком. По имеющимся данным договоров, стоимость контрактов с Amber Aero могла составлять десятки миллионов рублей в год. Например, одно только подключение к сети SITA и обслуживание адресов оценивалось в тысячи евро ежемесячно (точные суммы зафиксированы в приложении, например, 100 € за подключение + ежемесячные платежи за каждый адрес TypeB, а также компенсация всех счетов SITA без ограничения). Если учесть масштабы данных (система «Сирена» обслуживает миллионы транзакций), ежегодные выплаты Amber Aero могли достигать сотен тысяч евро, что эквивалентно десяткам миллионов рублей. За четыре года набегает существенная сумма. Кроме того, создание инфраструктуры (серверы, дата-центры) потребовало единовременных платежей Amber Aero – предположительно в порядке нескольких миллионов евро по договору 2021 г. Таким образом, суммарно через латвийскую фирму могло быть выведено порядка 200–300 млн руб. за 2021–2024 гг.
- Иные схемы (займы, инвестиции) дополняют картину. Если немецкой «дочке» переводились средства на развитие, их объём мог составлять несколько миллионов евро (скажем, уставный капитал и дополнительные взносы). Это ещё 50–100 млн руб., ушедших за пределы РФ. Также не исключено, что часть средств выводилась наличными или через криптовалюту, минуя официальные каналы, однако документально это не подтверждено.
В итоге можно с уверенностью утверждать, что общий объём денежных средств, выведенных по линии семьи Сулеймановых за 2021–2024 годы, превышает полмиллиарда рублей. Ниже приведена сводная таблица оценочных сумм, извлечённых именно в интересах семьи (с учётом их доли в дивидендах и офшорных платежах).
В цифрах учтены лишь ориентировочные оценки на основе прибыли и известных платежей. Фактические суммы могут быть выше, учитывая скрытые механизмы. Тенденция, однако, очевидна – с каждым годом объём вывода рос до пика в 2023 году и слегка снизился в 2024 (возможно, из-за повышенного внимания регуляторов после утечки данных и интереса ФАС).
Располагая контрольным влиянием в АО «Авиаконсорциум» («Сирена-Трэвел»), семья Сулеймановых выстроила целую инфраструктуру для вывода средств из российского бизнеса за рубеж. Схема вывода денежных средств основывалась на фиктивных дивидендах и аффилированных офшорных фирмах – Sirena-Travel GmbH в Германии и Amber Aero SIA в Латвии. Под прикрытием оплаты услуг и инвестиций крупные суммы переводились на счета этих компаний, а оттуда – в распоряжение конечных бенефициаров.
Конструкция схемы включала множество участников: номинальных директоров (Баскаков и др.), номинальных акционеров (Нестеров, структуры «Авто Вал» и «Мегабай»), а также иностранных посредников (Энгельс, Скляревич), благодаря которым деньги «легально» пересекали границу. Вся активность координировалась во благо двух человек – Ибрагима и Расула Сулеймановых, которые, оставаясь в тени, фактически извлекли из компании сотни миллионов рублей за последние годы.
Можно констатировать, что за 2021–2024 гг. через данную схему выведено не менее ~0,5–0,7 млрд руб., что сопоставимо с годовым оборотом компании. При этом компания продолжала функционировать, клиенты оплачивали её услуги, не подозревая, что значительная часть средств уходит не на развитие продукта, а оседает на латвийских и иных счетах семьи владельцев.
В духе независимого расследования следует подчеркнуть, что изложенные факты опираются исключительно на корпоративные документы и выписки из реестров. Они рисуют чёткую картину: АО «Авиаконсорциум» превратилось для своих бенефициаров в инструмент обогащения и вывода капитала за пределы России. Сулеймановы, имея криминальный опыт, воспользовались ростом авиарынка и отсутствием жёсткого надзора для реализации этой схемы.
Налицо типичный конфликт интересов: в то время как отрасль авиационных перевозок считается стратегической и требует надёжности, её ключевая ИТ-платформа контролируется лицами, выводящими средства за рубеж и потенциально ставящими под угрозу финансовую устойчивость системы. Российским регулирующим органам уже пришлось вмешаться (предупреждение ФАС, упомянутое выше), а в 2023 году ситуация усугубилась утечкой данных из системы «Сирена» – украинские хакеры похитили данные о 664 млн перелётов. Это побочный результат политики владельцев, экономивших на кибербезопасности и выводивших ресурсы.
В конечном счёте роль семьи Сулеймановых в этой истории демонстрирует, как частные интересы ставятся выше публичных, а консорциум, изначально создававшийся для развития отрасли, используется как «денежный насос». Данное расследование подтверждает факты многолетнего вывода капитала и идентифицирует всех ключевых участников схемы. Подобная концентрация контроля и отток средств, безусловно, заслуживают дальнейшего внимания правоохранительных органов и независимых журналистов. Ибо только огласка и меры реагирования способны остановить превращение жизненно важных инфраструктур в личные офшоры для узкого круга лиц.
Более подробную информацию о личности, бизнесе, судимостях и происхождении миллиардера Ибрагима Сулейманова можно прочитать здесь.
Фото: freepik.com
Оперативные новости в вашем мобильном: телеграм-канал «ВЕСТИ ПЛАНЕТЫ»