Экономический оптимизм граждан РФ обрушился
Россияне лишились новогодних надежд
В 2021 году индекс экономической надежды россиян приблизился к абсолютному антирекорду за 25-летнюю историю наблюдений. Согласно результатам исследования Gallup International, он составил минус 42 процентных пункта. Хуже россияне были настроены только в 2013 году, когда индекс составил минус 43 п.п. Даже в 1998 году, когда Россия объявила дефолт, граждане чуть больше верили в светлое экономическое будущее (-41%).
Индекс экономической надежды рассчитывается как разница между ожидающими процветания и трудностей в следующем году и измеряется в процентных пунктах. Судя по исследованию Gallup, экономического процветания в 2022 году ожидают всего 11% российских респондентов, а экономических трудностей — 53%. 24% полагают, что ситуация не изменится, и еще 12% затруднились с ответом. Интересно, что в прошлом году было большое тех, кто ожидал отсутствия перемен — 40%.
Кроме того, оказалось, что россияне оценивают экономические перспективы более пессимистично, чем жители планеты в целом. Хотя и на одном уровне с европейцами, среди которых также оказалось 53% пессимистов. В глобальном масштабе доля ожидающих экономического процветания в 2022 году составила 26%, а тех, кто готовится к проблемам, — 41%, соответственно, мировой индекс экономической надежды оказался на уровне минус 26 п.п.
Впрочем, эта тенденция характерна для нашей страны. Как отмечают аналитики, лишь шесть раз за 25 лет индекс имел в России положительное значение — в 2003, 2004, 2006, 2007, 2009, 2010 и 2015 годах. Максимального значения достигал в 2006 году (+9%).
Другие опросы также демонстрируют не самый оптимистичный настрой россиян. Например, Фонд общественного мнения опубликовал данные об ожиданиях россиян от 2022 года. В целом они позитивней результатов Gallup, но тоже свидетельствуют о падении. На вопрос: «Как вы думаете, в следующем, 2022 году экономическая ситуация в нашей стране улучшится, ухудшится или практически не изменится?» только 21% ответил положительно. 22% посчитали, что ситуация ухудшится, а 43% ответили, что ничего особо не изменится (остальные затруднились ответить). Даже в прошлом году в лучшее верили 28%.
Как считает руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников, пессимизм россиян легко объясним и в значительной мере оправдан. Людей волнует коронавирус, замедление темпов экономического роста и повышение цен.
Ситуация со штаммом «омикрон» остается неопределенной. С одной стороны, медики говорят, что он вроде бы менее летален чем «дельта». С другой, из-за «омикрона» снова начали расти темпы заболеваемости в Европе и ряде других стран, 29 декабря из-за него отменили уже начавшийся Молодежный чемпионат мира по хоккею.
Годовая инфляция по последним данным подошла вплотную к 8,4% и в то, что в следующем ее удастся снизить о 4%, как обещают финансовые власти, верится пока с трудом. Наконец, темпы экономического роста даже по позитивным оценкам Минэкономразвития в 2022 вряд ли превысят 3%. Так что поводов для оптимизма у россиян пока не так уж много, остается надеяться на скорейшее достижение коллективного иммунитета.
— Результаты исследования Gallup не являются каким-то откровением, — говорит Никита Масленников. — У нас совсем недавно прошли опросы Фонда общественного мнения, а Росстат опубликовал индекс потребительской уверенности. Везде показатели идут вниз и тревожность по поводу следующего года не снижается. Оптимистов существенно меньше, чем людей, настроенных негативно.
Интересно даже не это, а то, что в наших опросах от 40 до 50 процентов респондентов не верят ни в какие перемены — ни в худшую, ни в лучшую сторону. Столь большая доля людей, не уверенных ни в чем, или думающих, что сохранится нынешний статус-кво — это новая для нас ситуация. Раньше больше россиян все же верили в перемены.
«СП»: — Оправданы ли этот пессимизм и неуверенность?
— Настороженность людей легко понять. Во-первых, остается серьезная и тревожная неопределенность с коронавирусом. Мы только начинаем делать первые выводы о том, к чему приведет омикрон-штамм. Это накладывается на двухлетнюю усталость от пандемии. Конечно же, все это отражается на оценках экономики в целом.
Во-вторых, серьезной проблемой стала инфляция. В этих условиях люди даже не особо верят в обещанную индексацию заработных плат, потому что понимают, что может возникнуть классическая спираль роста цен, и неизвестно, к чему все это приведет. Можно, конечно, принять на веру прогнозы финансовых властей о том, что в следующем году инфляция будет взята под контроль. И у них действительно может это получиться. Но настороженность остается, и это естественно
И, конечно, третий беспокоящий момент — это темпы экономического роста. Они явно будут вдвое ниже, чем в этом году. Это тоже накладывает свой отпечаток на ожидания людей.
Учитывая совокупность этих факторов, меня совсем не удивляет пессимизм россиян. Неопределенности очень много, и по сравнению с прошлыми годами она заметно выросла, хотя бы из-за ситуации с пандемией. На это нужно делать поправку, потому что ощущение неустойчивости сказывается на людях.
Будем надеяться, что как только мы, наконец-то, обретем эти 80% коллективного иммунитета, а в аптеках появится назальная вакцина, мы начнем чувствовать себя уверенней. Но когда это произойдет — вопрос открытый.
«СП»: — Эти негативные настроения сказываются на экономике в целом? Например, из-за страха будущего россияне могут меньше тратить?
— Пик потребления в любом случае уже пройден. Люди либо включают режим экономии, либо переключаются на финансовые активы. Они потребляют меньше, чем еще год назад. Сложно сказать, связано ли это с психологическими материями или это просто реакция на ситуацию с кошельком и попытки сохранить свое финансовое благополучие на более продолжительный срок.
Это видно даже по расходам на новогодние праздники. Хотя номинально они выросли, серьезно по своей структуре они не изменились. Падение потребительского спроса, который прошел свой пик, конечно, негативно сказывается на экономике.