Советский гудронный коллайдер

 

 

Запуск в 2008 году большого адронного коллайдера стал настоящим прорывом в науке, который ждали вот уже много лет. Однако мало кто знает, что эта научная революция могла произойти гораздо раньше, и не в Европе, а на отечественных просторах.

А всё потому, что в Советском Союзе не просто существовал, но и был почти реализован проект ускорительно-накопительного комплекса. Вот только его так и не достроили, как многое в СССР. Огромный объект остаётся заброшенным с довольно туманной судьбой.

Этот уникальный проект задумали воплотить в жизнь в начале восьмидесятых прошлого века, а советское руководство отдало под место строительство территорию в Подмосковье, рядом с городом Протвино. Данный населённый пункт появился в 1965 году на месте закрытого научного посёлка Серпухов-7. Собственно, такой выбор и не кажется удивительным, ведь тамошние учёные как раз и занимались исследовании на действующем на тот момент протонном синхротроне, который, согласно проекту, должен был стать элементом советского адронного коллайдера.

Кроме того, данный район подходил и с географической точки зрения: когда-то данная часть Подмосковья была дном моря, а значит, она являлась максимально устойчивой к сейсмической активности.

<dl class=”gallery-item”>

</dl>

первоначально за реализацию амбициозного проекта в жизнь взялись очень активно: к 1983 году были оборудованы первые вертикальные шахты для бурения тоннелей. Вот только бурить столь твёрдую породу оказалось делом очень сложным, что существенно замедляло работы.

Только через пять лет правительство СССР, дабы проект не заглох окончательно, решил выделить дополнительное финансирование, которое пошло на приобретение зарубежных бурильных установок: с их помощью строительство ускорились.

К 1988 году проект был на стадии завершения: готовность основного кольцевого тоннеля составляла 70%, канала инжекции (для перевода ускоренных частиц из синхротрона в коллайдер) — 95%. Кроме того, была практически завершена наземная инфраструктура для осуществления работы ускорителя. Разумеется, всё это было на бумаге — как многие подобные проекты в СССР, эта «стройка» существовала лишь для того, чтобы воровать стройматериалы и бюджетные средства.

В реальности «почти готовый» ускоритель выглядел вот так:

<dl class=”gallery-item”>

</dl>

На излёте СССР денег на «достройку» такого масштабного проекта попросту не осталось: в 1991 году бюджет был серьёзно урезан. Впрочем, распад Советского Союза на этой разработке, в отличие от других, гибельным образом не сказался: строительство (то есть воровство) было продолжено.

И только кризис 1998 года наконец практически полностью перекрыл поток финансирования проекта, в который закопали уже столько средств, ресурсов и проходческого оборудования, что хватило бы на московское метро.

Тогда, чтобы не навлечь на Подмосковье экологическую катастрофу, объект решили законсервировать до лучших времён. В конечном итоге тоннель и канал инжекции всё-таки достроили, на это потребовалось четыре года. Но вот на дальнейшее оборудование объекта необходимыми материалами, например, магнитной «обшивкой», денег уже не дали. И это при том, что другие помещения коллайдера и вся наземная инфраструктура были как бы «готовы к работе».

Но о начале эксплуатации речи идти уже не могло. Да и зачем? Оказалось, что практической пользы от этого объекта не будет никогда.

Однако полностью забросить ставший ненужным объект нельзя, чтобы он не нанёс непоправимого ущерба. Поэтому из бюджета Московской области выделяются большие средства на содержание советского коллайдера: из туннелей откачивают воду, укрепляют стенки и бетонируют сталкерские ходы. Но всё это слишком затратно, чтобы спускать такие суммы «в никуда». Поэтому правительство регулярно рассматривает различные предложения, направленные на реновацию проекта.

<dl class=”gallery-item”>

</dl>

Пока, правда, никаких разумных предложений не поступило.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»