Некоторым россиянам уже нечего есть

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Усиливающаяся инфляция возродила споры о продуктовых карточках. Вопрос в том, готов ли Минфин — по скромным подсчетам, это может стоить бюджету 195 млрд рублей.

Вопрос о введении продовольственных карточек для бедных слоев населения вновь бурно обсуждается экспертным сообществом. Особую остроту он приобрел в условиях пандемии, когда, по данным Исследовательского центра портала SuperJob.ru, 44% россиян были вынуждены максимально сократить свои траты.

Как отметил на днях зампред комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев, продуктовые карточки могут быть введены в России для стимулирования потребления отечественных продуктов и в качестве дополнительной меры поддержки малообеспеченных семей. По его мнению, в 2022 году темпы роста потребительских цен сохранятся вблизи 6–7%, и это удорожание хотя бы в части продовольственных товаров надо как-то компенсировать для малообеспеченных россиян.

«Очень жаль, что проект Минпромторга 2015 года оказался заморожен», — заметил в этой связи на круглом столе председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, обратив таким образом внимание, как долго в экспертном сообществе обсуждается данная форма поддержки граждан. Как отметил эксперт, падение уровня жизни продолжается, инфляция достаточно велика, а попытки сдержать рост цен на сахарный песок и подсолнечное масло оказались полностью несостоятельны. Жизнь показывает, что надо все-таки не цены регулировать, а оказывать адресную помощь самым нуждающимся, поскольку некоторым «уже нечего кушать».

Вопрос о том, почему именно карточки, а не наличные деньги, прямо не поднимается, но ответ на него хорошо известен: такой способ позволяет исключить нецелевое использование выделяемых государством средств.

Петр Шелищ высказал и оригинальную идею: по его мнению, правительству вовсе не потребуется создавать новую бюрократическую структуру, которая занялась бы выявлением самых бедных и нуждающихся.

«В стране 3 млн 230 тысяч семей, которые получают жилищные субсидии, — рассказал Шелищ. — Они уже доказали свою нуждаемость, и у них уже есть счета, на которые из бюджета перечисляются средства — в 2021 году это было около 1600 рублей в месяц. Плюс зарегистрированные безработные — 3,4 млн. Вместе это порядка 13-14 млн граждан. Если им дать по 10% регионального прожиточного минимума — это в среднем 1200 рублей на человека в месяц — потребовалось бы 195 млрд рублей в год. Достаточно постановления правительства, новых законов не потребуется».

Примечательно, что часть экспертов, в целом одобряя идею введения продовольственных карточек, обращают внимание возможную неоднозначную реакцию на нее граждан. «У нас генетически жива память о карточках, — отмечал ранее „Росбалту“ доктор экономических наук Евгений Гонтмахер. — Кто постарше, помнит, как в конце советского времени были талоны на все, и люди стояли в очередях, и ловили, где эти талоны можно отоварить. Уж не говоря про сталинские времена».

Петр Шелищ не обошел вниманием и этот эмоциональный аспект. «Я предпочитаю термин „социальные продовольственные карты“, чтобы они не ассоциировались ни с карточками Великой Отечественной войны, ни с талонами при Хрущеве и позднее, — отметил эксперт. — Это абсолютно другой инструмент! Те талоны давали право на свои деньги покупать дефицитные товары. Теперь же речь о том, чтобы помочь людям деньгами. И правильно считал Минпромторг: только на отечественные товары».

Комментируя данные слова Шелища, Гонтмахер все-таки пожелал разграничить желаемое экспертным сообществом и реальные перспективы. «В чем я не согласен с Петром Борисовичем, — отметил экономист. — Как эти карточки ни называй, а люди все равно понимают: введение продовольственной помощи означает, что у нас происходит что-то нехорошее с уровнем жизни. Нам статистика рапортует, что бедность уменьшается, хоть и ненамного — а люди видят: раз уж пошли карточки, значит, нехорошо».

По его мнению, это имеет большое значение. «Власть очень чувствительна к таким вот негативным посылам, которые идут от общества, — подчеркнул эксперт. — Вот, обратите внимание: отменили закон о QR-кодах. Это говорит о том, что наша власть прислушивается к общественному мнению очень серьезно и тщательно. Они сделали замеры, увидели, что большинство народа против QR-кодов, — и развернули уже в первом чтении принятый законопроект. И даже поручение президента скорректировали»

Евгений Гонтмахер одобрил и предложение выдать продовольственные карты получателям жилищных субсидий. Но заметил, что нуждающихся, конечно, больше, и выявить их все же не так просто. Что касается именно безработных, эксперт напомнил, что безработные бывают очень разные, у кого-то из них есть обеспеченные члены семьи.

«Я тоже „за“. Но если трезво оценивать шансы — пока вряд ли этого стоит ожидать, — предположил Гонтмахер. Политический момент превалирует. Власть скорее пойдет на единовременные выплаты. У нас же есть дети в малообеспеченных семьях, где доходы ниже двух прожиточных минимумов. Что-нибудь такое придумают и скажут: вот, есть четкий понятный критерий — и мы просто компенсируем убывающему — убывающему, заметьте! — числу бедных дефицит доходов. А вот, чтобы на таком благостном фоне вдруг вводить продуктовую помощь — это „противоход“ абсолютный».

В пользу продовольственных карт высказался и социолог Павел Кудюкин, занимавший пост замминистра труда и занятости в правительстве Егора Гайдара. Правда, во время гайдаровской реформы, когда нуждающихся и голодных было очень много, данный вопрос в первом демократическом кабинете не вставал.

«Некоторыми экспертами такое предложение высказывалось, но на уровень правительства не выходило, — пояснил Кудюкин. — Не доходили руки: вопросы решались в таком пожарном порядке. А это все-таки вопрос более стратегического характера. Со стратегией у того правительства были большие проблемы».

Комментируя современную ситуацию, Кудюкин посоветовал выделить нуждающимся не по 10% прожиточного минимума, а хотя бы по 25%. И давать получателям возможность самостоятельно выбирать продукты, за исключением алкоголя и табака, а что касается отечественных товаров — «хотя бы там, где конечный производитель обозначен как российский».

Критерии того, как выявлять нуждающихся, по мнению Кудюкина, также вполне логичны, и бюрократию плодить ради этого не придется. Однако он отметил, что задача не так проста. «Самые нуждающиеся, как правило, не очень социально грамотны и не знают о своих правах и возможностях, — рассказал Павел Михайлович. — Это мировая практика очень ярко показывает».

Однако, и по мнению Кудюкина, сложно предугадать позицию Минфина, «который по большинству социальных инициатив занимает довольно негативную позицию, считая это лишней тратой денег».

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»